Одной из таких воплощенных в жизнь сказок стал уникальный парусник с романтическим названием «Бегущая по волнам». Его торжественный спуск на воду состоялся 29 мая сего года в старинном польском городке Гданьск. Но прежде чем рассказать об этом событии, позвольте вспомнить...
Быть может, это началось летом 2004 года, когда будущий автор идеи и генеральный менеджер проекта, известный московский бизнесмен Рубен Хохряков впервые в своей жизни отправился в парусное путешествие на яхте по греческим островам. А может быть, много раньше, когда будучи десятилетним мальчишкой, он построил первый в своей жизни игрушечный кораблик под парусами. «Корни всех наших увлечений можно найти в детстве», - признался Рубен во время пресс-конференции, и добавил, - «только игрушки с возрастом становятся немного другими». Как бы то ни было, наступил момент, когда детские мечты, взрослые впечатления, профессиональный опыт и предпринимательский талант соединились в стойкое желание сделать нечто такое, чего еще нет. В том далеком 2005 году не было еще ни четкого представления о путях реализации столь смелой идеи, ни конкретного плана действий, ни опыта работы на рынке судостроения. Что же было? Был человек, заразивший нашего героя бациллой морских странствий, - это Димитрис Ианнулис - опытный шкипер и прекрасный знаток Эллинской истории, тот самый, что опекал Рубена в его первом греческом маршруте. Был чистый отрешенный взгляд непрофессионала со стороны, взгляд, не замутненный общепринятыми догмами и профессиональными штампами, что немаловажно в освоении новых областей. И было огромное желание «сделать это». Как справедливо заметил однажды Ричард Бах, «ни одно желание не дается тебе без силы, способной его осуществить». Так, собственно, и вышло.
Путь от зарождения идеи до ее воплощения оказался достаточно долгим и тернистым. Первое, с чем пришлось столкнуться, это категоричные и безапелляционные утверждения корифеев-корабелов: «это невозможно сделать», «такое судно построить нельзя», «нет, это не реально и никому не нужно!». Дело в том, что в замыслах автора было «соединение несоединимого» (доселе несоединимого, замечу я), - возможностей полноценного круизного лайнера и мобильной вездесущей яхты. С одной стороны корабль должен уверенно и безопасно бороздить неограниченные океанические просторы, с другой - иметь возможность пришвартоваться в самой крошечной мелководной бухте, бросить якорь возле необитаемого острова или кораллового рифа. Задача не из легких. Ведь в этом случае технические параметры судна входят между собой в определенное противоречие, соотношение длины и осадки далеки от стандартных пропорций. Прибавьте к этому высочайшие требования к комфортности парусника и намерение сделать на его борту базу для всех мыслимых водных развлечений, включая дайвинг, серфинг, снорклинг, водные лыжи, скутеры и т.д. и т.п. Долгое время никто (даже самые именитые судостроительные компании Германии и Голландии) не рисковал браться за эту затею, считая ее заведомо несбыточной. Уж слишком много нестандартных идей и решений ставилось в задачу проектировщикам. Однако все же нашелся смельчак, произнесший историческую фразу: «я подумал немножко, это можно сделать». Им оказался известный польский «архитектор кораблей» пан Зигмунд Хорень, проживающий в Гданьске, знаменитом своей судостроительной верфью и многовековыми морскими традициями.
После этого было много интенсивной, а подчас изнурительной работы: проведение конкурса на экстерьерный дизайн парусника (его выиграла Надежда Степченко, молодой талантливый дизайнер из Нижнего Новгорода), разработка интерьера корабля (внутреннее пространство оформил доцент Строгановской Академии Валентин Жуков), глубокое изучение незнакомого рынка, кропотливые поиски поставщиков и подрядчиков, скрупулезные просчеты и прогнозы, составление инвестиционных планов, технических заданий и технологических схем, и переговоры, переговоры, переговоры... Потом грянул кризис, отсрочивший окончание строительства... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается...
Впрочем, к сказке все это имеет довольно отдаленное отношение, поэтому позволим себе перескочить по времени на несколько лет вперед и посмотрим, что из всего этого получилось.
...Парусный корабль в открытом море. Пожалуй, одно из самых красивейших изобретений человечества. Плавное и мощное движение по волнам, упругая громада парусов над головой, свист ветра в ушах и ни с чем несравнимое ощущение абсолютной свободы! Именно парусник, бесшумно скользящий по волнам, позволяет в полной мере оценить бесконечную многовариантность путей, насладиться состоянием полета над гладью океана, испытать характер могущественной стихии, и попытаться найти с нею общий язык. Во времена, когда принято ценить сверхзвуковые скорости и бесконечные числа, когда темп жизни утрамбован до предела в файлах и органайзерах, такая слабость к парусам может показаться старомодной и непрактичной. Действительно, какие могут быть паруса, если через три часа нужно быть на переговорах в другом полушарии. Наша цивилизация приучила нас быть несвободными, быть зависимыми от стрелок часов, от плотности информации, от динамики биржевых сводок. Все так. Человек не может обогнать автомобиль, а тем более самолет или ракету, он не может соревноваться со скоростью движения Земли, Галактики, фотона... Зато он может остановиться. Просто взять и остановиться, выключить мотор и сойти с дороги, посмотреть в звездное небо и сказать: «я - свободен!». Мы можем это. Вы можете это.
На второй-третий день плавания под парусами масштаб скоростей и времени меняется в нашем сознании. Мы перестаем судорожно следить за временем и устанавливать таймеры, а вместо этого восхищенно наблюдаем необозримое переменчивое пространство вокруг. Мы освобождаемся из-под влияния условностей. Мы выбираемся из замкнутого круга ограничений и формальностей. Мы перестаем спешить и опаздывать. Мы обретаем Свободу!
А чтобы ощущение было максимально полным, можно слиться с природой, погружаясь в живую пучину моря, общаясь с его обитателями, с удивлением обнаружить в себе первопроходца, осваивая безлюдные пространства необитаемых островов. И в то же время все на борту едины как никогда, ведь во время путешествия, мы с вами не просто случайные попутчики, мы - команда. А значит, все что знает и умеет один, может узнать и научиться другой: управлять парусами, вязать морские узлы, лазить по реям, забираться на марс фок-мачты, нырять с аквалангом, разбираться в навигации и даже стоять за штурвалом. И чувствовать, как громада корабля подчиняется легкому движению вашей руки... И замирать от восторга, ощущая сладкий вкус Свободы...
Такими словами принято провожать корабли в долгое плавание. Почти сотня гостей из разных уголков мира съехались в Гданьск на торжественную церемонию спуска на воду парусника «Бегущая по волнам», чтобы разделить радость этого события и пожелать кораблю желанные «семь футов». Среди приглашенных - деловые партнеры и представители средств массовой информации, почетные гости и члены экипажа. Пресс-конференция уникального корабля получилась тоже уникальной. Она началась с живой музыкальной композиции, написанной специально к этому дню, которую сопровождал театр света и проникновенный танец, символизирующий мятежную душу парусника. Насыщенное двухчасовое общение, не успело вместить ответы на все вопросы, поэтому продолжалось далее весь день и весь вечер. Еще бы, столь необычный проект реализован впервые в мире! По совокупности нестандартных и оригинальных решений, корабль запатентован, как изобретение. Внешне парусник «Бегущая по волнам» сочетает в себе классические формы традиционного клипера и современные линии техно-стиля, не переходящие, однако, в промышленный хай-тек. Это новый концепт дизайна в парусном судостроении.
Кульминацией праздника стало непосредственное знакомство с кораблем. Грозди шаров, взмывших в небо в миг торжественного разрезания ленточки, бутылка шампанского, разбитая о борт парусника, звонкая медь духового оркестра и... бочонок рома на пиратском обеде.
На торжестве были именитые гости, например, легендарный путешественник Тим Северин. Уроженец Индии английского происхождения, выпускник Оксфорда, выдающийся географ-историк, неутомимый ученый и автор историко-приключенческих книг, он посвятил свою жизнь исследованию и реконструкции легендарных походов: морской путь Ясона и аргонавтов, путешествие Марко Поло, приключения Синдбада-морехода, плаванье по следам святого Брендана, странствия юного викинга Торгильса Лейвссона и другие проекты. Тим прочел в кают-компании интереснейшую лекцию и показал фильм о своем морском походе по древнему маршруту искателей золотого руна. Кстати сказать, программы будущих круизов на «Бегущей по волнам» также будут опираться на богатый и уникальный историко-географический материал, а экскурсии разительно отличаться от большинства нынешних массовых предложений.
Семь футов под килем тебе, «Бегущая по волнам», гладких волн, попутного ветра и сказочных приключений!
(опубликовано в журнале "ZUZA" (Израиль), август, 2010)