Виченца... Несмотря на схожесть звучания, она совсем не похожа на свою старшую сестру - не такая парадно-праздничная, не истощенная туристическим вниманием, на любителя, на ценителя «изнанки». Полуденный подъем в тысячи ступеней в гору, к Собору Санта-Марии, цветущий лавр и голубоватая, в нежной дымке панорама города. Вокруг храма множество скульптур с «материнской» тематикой. Идея материнства, как высшего предназначения женщины, сегодня в Италии не так популярна, как века назад. Сеньоры и сеньориты предпочитают наслаждаться жизнью без помех в образе кричащих, вечно писающих младенцев, требующих неусыпной заботы детей и колючих подростков. А потому появление женщины с ребенком на улице - событие особое, привлекающее внимание и преувеличенное умиление окружающих. Мадонны с младенцами преобладают на барельефах, фресках и картинах, но не в жизни, в прошлом, а не в настоящем.
Виченца - это палладианский стиль в архитектуре, заданный «гением места» (по Вайлю) Андреа Палладио. Нам он знаком по экстерьеру Большого Театра и прочих Дворцов Культуры вплоть до глухих сельских клубов. Именем зодчего названа главная улица - Корсо Андреа Палладио, а творческие озарения знаменитого виченцианца увековечены в камне. Виченца - одно из материковых владений Венеции. Но в отличие от других «твердых земель», переживших многочисленные архитектурные влияния, еще и образец преданности одной художественной идее, не прельстившийся на свежесть и новизну более поздних стилей. Театро Олимпико осмотрела лишь снаружи. Мощно и грандиозно, избыточно в размере и распирающе по форме, как и прочие творения великого гигантомана Палладио.
Памятники другим известным и не очень людям и персонажам, усиженные голубями, в окружении бьющих в небо фонтанов и пышных цветочных орнаментов, а то и просто во дворе, в глубине мощеного колодца, едва достигаемые полуденными лучами солнца.
Русский магазин «Калинка» тепло и радушно встречает посетителей родной речью и хрестоматийным, до боли знакомым ассортиментом: водка и березовый сок, тульские пряники и квашеная капуста, хлебный квас и цветная обсыпка для пасхальных куличей. Тут же яркие, выстроенные по ранжиру матрешки и библиотека книг на русском. Хозяйка магазина, Ирина из Питера, в Виченце уже четверть века, и на вопрос о культурной адаптации отвечает уверенно: «Я из Петербурга, у меня с культурой все в порядке. Это пусть они адаптируются ко мне».
Бесчисленные арки, башни с часами - каждые настроены на свое персональное время, анфилады в пастельных тонах заката, куски древних фресок, выставленные напоказ, каналы и притоки смирной речушки Ретроне, горбатые мосты в цветочных плошках, снова арки, и снова мосты - это и есть старая Виченца... Твердая земля Венеции.
Тревизо - город на воде, почти как Венеция, но не в самом море, а на многочисленных рукавах, протоках и каналах рек Силе и Боттенига, сбрасывающих воду в залив. Просторный и зеленый, он не стеснен в площади так сильно, как его старшая тонущая сестра. Но, также как и она, периодически затопляется водой. Характерным элементом городского ландшафта являются водяные мельницы, в изобилии разбросанные по стремнинам в узких протоках и арочных подворотнях. Их скользкие, разбухшие от постоянной влаги лопасти отражают скорость потока - то лениво зачерпывают воду, чавкая тиной, то бешено вращаются, шумно разбрасывая вокруг сверкающие брызги и орошая прохожих тонкой взвесью водяных искр.
В Тревизо сохранились руины крепостной стены с тремя воротами, оставшиеся еще с кельтских времен. На них любят сидеть, обнявшись и отгородившись от всего мира, молодые тревизцы.
В центре города - наполовину готический, наполовину романский Собор Сан-Никола, в его подземелье - остатки еще более древней церкви с осыпавшимися фресками и саркофагами. Любопытная деталь: именно в Тревизо я впервые увидела «бутик» для духовенства, где представлены всевозможные фасоны облачений, церковных головных уборов и аксессуаров, причем покупки здесь может совершить любой желающий - предъявлять удостоверение священнослужителя не требуется. А еще в Тревизо расположена штаб-квартира и первый магазин всемирно известной марки Benetton.
Рыбный базар на островке вымыт после утренней торговли, но все равно хранит неистребимый острый дух свежего улова. Русалка у входа целомудренно прикрывает руками грудь. Вздымающиеся из воды, по-венециански изъеденные сыростью и временем дома. Узкие необитаемые балконы. Подточенные бурлящим потоком сваи. Современная городская скульптура из металлолома и тонких стальных прутьев. Крылья ангела в сувенирной витрине...
Тревизо не поражает воображение как Венеция, он прячется в ее тени, но увиденный однажды, оставляет в душе щемящее чувство, похожее на занозу. Не обнаруженная вовремя, крохотная и незаметная, она саднит и напоминает о себе терпимым, но не дающим покоя покалыванием. И не вытащишь, и не забудешь...
(опубликовано в журнале "Дорогое удовольствие" №5 май, 2014)