Дорога, длиною в жизнь...

Зачем люди делают ЭТО? Нагруженные рюкзаками, опаляемые зноем, продуваемые ветрами, мокнущие под дождем, разбивая ноги в кровь и превозмогая дикую усталость, идут они километр за километром вдаль, ведомые желтыми стрелками и смутным томлением сердца.


привал в Пиренеях

Что зовет их в дорогу? Какая сила заставляет добровольно обрекать себя на трудности и лишения? Почему те, кто прошел путь однажды, возвращаются сюда вновь и вновь? Чем манит их эта таинственная тропа? Что ищут они на ней? Что находят? И находят ли?..
Трудно понять. Сложно объяснить словами. Легче прочувствовать, пройдя самому.Однако став однажды пилигримом, понимаешь, что назад дороги нет. Путь этот имеет одностороннее движение. Ты, конечно, можешь исходить его туда-обратно вдоль и поперек, но... с дороги уже не сойдешь. Кто-то из мудрецов сказал: «не ты идешь по Пути, а Путь ведет тебя». Это так.

Пройдя Путь Сантьяго, ты никогда уже не будешь прежним. Жизнь твоя обретает иное измерение, и дело тут не в пройденных километрах и преодоленных высотах, а в необратимом движении души, неустанно стремящейся к свету...

легенда и символы Пути Сантьяго

Как появился Путь Сантьяго? Чьим именем был назван?
Иаков - один из двенадцати апостолов Христа, галилейский рыбак, ставший впоследствии миссионером и принявший мученическую смерть за новую веру. Случилось это в 44 г.н.э. После его гибели в Иерусалиме ученики и последователи решили переправить тело учителя на Пиренейский полуостров, где тот проповедовал. Попав в сильный шторм, лодка перевернулась и затонула, а когда была поднята из пучины, то вся оказалась густо облепленной ракушками-виейрами. С тех пор виейра является главным символом Пути Сантьяго и отличительным знаком идущих по нему пилигримов.

Спустя столетия после смерти апостола люди стали замечать загадочное свечение, идущее из-под земли в районе нынешнего Собора Сантьяго-де-Кампастела. Так проявили себя мощи Святого Иакова, чудесным образом очутившиеся в Галисии. Впоследствии здесь построили Храм. Но прежде чем он был воздвигнут, к месту волшебного свечения стали стекаться паломники. Путь себе они прокладывали по звездам, поэтому его называют еще Звездной дорогой. Он и действительно повторяет на земле небесную линию Млечного Пути. Идти средневековым паломникам приходилось по наитию, буквально «на ощупь», блуждая между гор и лесов, испытывая нужду и подвергаясь всякого рода опасностям, начиная от зубов и когтей диких зверей, заканчивая нападениями разбойников. Для защиты и облегчения пути использовался посох - еще один символ Камино. Другие атрибуты - широкополая шляпа, спасающая от зноя, походный плащ и высушенная тыква для хранения питьевой воды. Больше ничего у паломников не было.

Сегодняшние пилигримы экипированы куда лучше, посохи уступили место удобным палкам для трекинга, пустотелые тыквы - невесомым походным термосам, да и с ориентированием на местности нет проблем - маршрут изобилует схемами, указателями и неизменными желтыми стрелками, сопровождающими путников повсюду. Заблудиться практически невозможно. Но, как и много веков назад, шляпу или рюкзак пилигрима украшает ракушка-виейра.

Конечным пунктом странствия является Кафедральный Собор Сантьяго-де Кампастела. К хранящимся в подземелье чудотворным мощам Святого Иакова ежедневно стекаются сотни пилигримов со всего света. В этом состоит внешняя, видимая часть Пути Сантьяго. Но основное происходит внутри.

пилигримы и их мотивы

«Peregrines» (исп.), «pilgrims» (англ.), «пилигримы» (русск.) - на всех языках этим словом называют людей, отправившихся в особое путешествие, отличное от проторенных троп, оживленных дорог и наезженных торговых путей. Это люди, странствующие по зову сердца, в поисках ответов на главные жизненные вопросы, в поисках себя и своей дороги.

Конечно, сегодня Путь Сантьяго - это популярный туристический маршрут, известный на весь мир, пестуемый Испанией как источник солидных поступлений в бюджет страны и ее отдельных муниципалитетов. Развитая инфраструктура делает некогда непредсказуемый, полный опасностей путь удобным и обустроенным пешим походом. Все это так. Однако Путь Сантьяго - не просто линия на карте Пиренейского полуострова, ведущий из точки «А» в точку «Б». Его география охватывает не только города, провинции, страны, но и внутренние миры людей, бесконечно глубокие и до конца неизведанные. Так уж получилось, что слово «пилигрим», которым раньше называли паломника, идущего Путем Сантьяго, постепенно превратилось в синоним искателя, странника. А сам Святой Иаков стал покровителем таких путешественников.

По Камино идут представители самых разных стран мира. Многоязычная речь слышна повсюду. В офисе пилигримов в Сен-Жан-Пье-де-Пор на стене вывешена официальная статистика: больше всего путешественников из Испании, Франции, Германии, - по нескольку тысяч в год. Из России - чуть более 60 человек за все время существования Пути (данные на момент моего старта - 16 мая 2011 года). С каждым годом количество пилигримов растет: в 1986 году Путь прошли 2,5 тыс. человек, в 2009 году - 146 тысяч. Возрастной разброс - от шести месяцев до ста лет.

Изначально Путь Сантьяго возник как один из трех христианских паломнических путей (помимо Римского и Иерусалимского), пройти который для истинного католика такое же дело чести, как для мусульманина совершить хадж в Мекку. Однако сегодня мотивы его прохождения далеко не всегда имеют религиозный характер. Большинство пилигримов идут в надежде кардинально изменить свою жизнь. Разнятся лишь масштабы и сферы этих перемен. Кому-то достаточно сбросить лишний вес, избавиться от пагубной привычки. Другие мечтают сменить работу, род занятий, образ жизни. Третьи ищут свою «вторую половину». Четвертые хотят обрести творческое вдохновение. Кто-то верит в физическое исцеление, кто-то в духовное возрождение, кто-то в преобразование судьбы.

образ жизни и блаженства паломника

Образ жизни и быт пилигримов суров и аскетичен. Подъем затемно - в 5-6 часов; сборы, паковка рюкзака, завтрак (часто обходятся без него, заменяя чашкой кофе); около 7-7.30 часов - старт. В 8 утра альберги закрываются для уборки и подготовки к приему следующих паломников.

В течение дня каждый проходит индивидуальную дистанцию - у кого-то это 7-8 км, у кого-то - 50. В среднем на прохождение дистанции уходит 6-8 часов с привалами, перекусами и послеобеденной сиестой. Некоторые предпочитают идти почти без остановок, другие смакуют каждый километр - все зависит от целей и мотивов путешествия.

Далее - заселение по крендесиалю в альберг, душ, обед/ужин, отдых, «залечивание ран», постирушки, общение с другими пилигримами, осмотр местных достопримечательностей (если остаются силы). В крупных городах, как правило, задерживаются на две и более ночевки. Отбой в 9-10 часов вечера.

глоссарий:

Креденсиаль (credencial) - временный «паспорт» пилигрима, выдаваемый в начале пути и заполняемый по мере прохождения маршрута штампами и печатями. По завершении Камино на основании заполненного креденсиаля вручается Компостела.
Компостела (compostela) - свидетельство на латыни, в котором отражается факт прохождения Пути Сантьяго и дата его завершения. Заверяется мокрой алтарной печатью Кафедрального Собора Сантьяго-де-Компостела.
Альберг (albergue) - приют для пилигримов. Самые древние из них расположены в стенах средневековых монастырей и храмов. Альберги бывают муниципальными - дотируемыми из муниципального бюджета, Ассоциации Друзей Пути Сантьяго, работающие на «donativo» - добровольных пожертвованиях без фиксированной суммы, и частными. Во многих частных альбергах есть приватные комнаты, похожие на гостиничные номера. Теоретически ночевать можно и в отелях, встречающихся на всем протяжении маршрута, но при этом теряется дух паломничества, предполагающий определенные физические лишения ради укрепления духа. Поэтому даже состоятельные путешественники предпочитают соблюдать многовековые традиции паломничества и селятся в альбергах.

 

Путь всех сближает удивительно, английский, испанский и другие языки прорезаются, откуда ни возьмись, даже у тех, кто в последний раз учил их еще в школе. Частенько приходится общаться на языке жестов и пиктограмм. Но это не страшно, все друг друга стараются понять и, как правило, понимают. Главный барьер, разделяющий людей, вовсе не языковой, а психологический, ментальный. От желания его преодолеть, от стремления найти общности и единства вместо различий и антагонизмов, зависит легкость твоего общения в пути. Преобладающее ощущение: все люди - братья и сестры. Дорога учит приятию всех вокруг, ведь жить приходится в очень тесных (в буквальном смысле этого слова) условиях. Чужой язык, чужие запахи и звуки, чужие нравы, привычки - все нужно уметь допускать, принимать и прощать. Только так можно идти в плотной колонне разноязыких, разновозрастных, разнохарактерных пилигримов.

Несмотря на отличия, всех пилигримов объединяют общие правила, начертанные еще в «Блаженствах паломника» - части средневекового «путеводителя», Кодекса Каликстинос, датируемого XII веком. Его положения актуальны и сегодня.

  1. Счастлив ты, совершающий паломничество, если осознаешь, что дорога открывает тебе глаза, на то, к чему ранее был слеп.
  2. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге твой рюкзак освобождается от вещей, а твое сердце наполняется чувствами.
  3. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге тебя начинает больше волновать не собственное существование, а пребывание в мире с другими людьми.
  4. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что шаг назад для помощи другому человеку, стоит больше, чем сто вперед без внимания к окружающим тебя людям.
  5. Счастлив ты, совершающий паломничество, если тебе не хватает слов, чтобы выразить благодарность за все то, что приносит тебе дорога в каждом своем изгибе.
  6. Счастлив ты, совершающий паломничество, если созерцание дороги ведет тебя к сути вещей и к рассвету.
  7. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты ищешь правду и превращаешь свою дорогу в жизнь, а жизнь - в дорогу поиска Пути, Правды и Жизни.
  8. Счастлив ты, совершающий паломничество, если в дороге ты встречаешься сам с собой и даришь себе время для общения со своим сердцем.
  9. Счастлив ты, совершающий паломничество, если ты открываешь, что дорога полнится тишиной, молитвой и встречей с Отцом, который всегда ждет тебя.
  10. Счастлив ты, совершающий паломничество, если, завершая дорогу, ты открываешь, что подлинный Путь только начинается.

маршруты, цифры и расстояния

Всего в Испании существует 15 веток Пути Сантьяго: Camino de Norte - Северный Путь, проходящий вдоль Атлантического побережья, Camino Portuguese - Португальский (из Лиссабона или Порту), Camino de Levanter - Левантийский (из Валенсии), Via de La Plata - Серебряный (из Севильи), Camino Catalan - Каталонский (из Барселоны) и другие. Все они переплетаются между собой, опутывая паутиной дорог всю территорию страны. Но все пятнадцать сходятся в одной точке - Соборе Святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела.

Мой маршрут проходил по наиболее популярному и массовому - Французскому Пути (Camino Frances). Его «официальная» длина 765 км, но количество тропок и ответвлений таково, что эта цифра может колебаться плюс-минус 50 км. Почти всю дистанцию прошла пешком. На это ушло 50 дней, с учетом того, что в некоторых местах я задерживалась на несколько дней, а также несколько раз ответвлялась в сторону от основного маршрута.

личная статистика:

- пройдено пешком - 580 км; преодолено автостопом - 190 км (по состоянию здоровья).
- исследовано - 5 испанских и 1 французская провинция; 12 крупных городов; 22 мелких городков и селений; 25 сакральных мест; транзитом пройдено - 79 населенных пунктов.
- ночевки: в муниципальных и общественных альбергах - 27; в частных альбергах - 9; в пансионах и отелях - 6; в гостях у местных жителей - 6; под открытым небом - 2.
- максимальное количество пройденных километров в день - 37 км; минимальное - 4 км.

внутренняя суть Пути

Как я уже говорила, Путь Сантьяго - это больше, чем туристический поход или культурно-познавательная программа, хотя все это, безусловно, присутствует. А потому цифры и факты - всего лишь цифры и факты, обозначающие формальные характеристики твоего путешествия. Но это не главное.

«По пути ты пересекаешь не только города и пейзажи, километры и пространства, но и путешествуешь по времени, то ныряя вглубь веков, то заглядывая в туманные очертания будущего. Проходишь сквозь бесчисленные двери и ворота, переступаешь пороги и рубежи, одолеваешь перепутья истории и перекрестья собственного Пути... Ты проникаешь в призрачную щель между мирами, в узкий зазор между сном и явью, иллюзией и реальностью, обретая утраченную способность души. В то время как натруженные ноги твердо опираются на землю, взор устремлен вверх, к небу. Сохраняя прочную и незыблемую связь с материальным миром, придавленный к нему тяжелым рюкзаком, болью и усталостью тела, ты получаешь в награду возможность летать, пусть даже только во сне или в мечтах. Прямоходящий человек, торопливый проживатель быстротечной жизни вдруг понимает, почему он ходит на двух ногах, почему наделен способностью чувствовать, а не только думать. Отчего в нем эта небесная тяга, неуспокоенность сердца, сообщающая непоседливым ногам импульс к перемещениям, а душе - неутолимую жажду поиска. Даже когда разум не знает точно, зачем. Даже когда все вокруг недоумевают: куда? Даже когда инстинкты противятся, а каждодневная рутина связывает по рукам и ногам, пугая неверием.
Награда за испытания тела и смелость духа - магия случайных дорожных встреч, сюрреализм необъяснимых совпадений, незавершенность обрывочных снов, тайнопись знаков и дежа-вю...»
(из книги «Хождение по Млечному пути»).

Именно это и является внутренней сутью, главной ценностью Пути Сантьяго и других подобных путешествий. Именно поэтому путь, пройденный тобой, будет отличаться от сотен и тысяч других, пройденных тем же маршрутом. Именно затем люди делают ЭТО...

 

 (опубликовано в журнале "Жить интересно!" №3 март, 2014)

Вернуться к началу

Поделиться и обсудить: