Цветущее сердце Тосканы

Имя Флоренции (по латыни «цветущая») было присвоено городу древними римлянами. Цветение и благоухание характерно для тосканской столицы и поныне: оно - в шедеврах великих флорентинцев, в охряных извивах узких улиц, в белокожих кудрявых сеньорах, будто сошедших с полотен Боттичелли, в пьянящих ароматах лилейных букетов, в тосканских трапезах, достойных двора Медичи...


мост Понте Веккио

Несмотря на многовековые испытания, войны и религиозные распри, Флоренции удалось сохранить первоначальную суть своего имени, на века утвердив за собой статус культурного центра не только Италии, но и всей Европы. Количество гениев, рожденных или расцветших на этой земле, зашкаливает все мыслимые пределы. Плеяда звучных имен неразрывно связана с образом цветущего города. Здесь творил Данте Алигьери - отец итальянского языка. Именно он, написавший бессмертную «Божественную комедию» на флорентийском диалекте (вместо общепринятой латиницы), возвел провинциальное наречие в ранг национального языка. Яркие творения Петрарки и Боккаччо развили литературные традиции, заложенные Данте. В этом городе родились шедевры Микеланджело и Леонардо да Винчи, Брунеллески и Мазаччо, Боттичелли и Донателло. Сюда стекались мыслители и философы, художники и скульпторы, музыканты и поэты со всей Италии. Собственно, зарождение и расцвет Ренессанса стойко ассоциируется в нашем сознании с именем Флоренции. Дух эпохи Возрождения запечатлен в каждом камне мостовой, в каждом завитке барочной лепнины и изгибе уличных скульптур. Но так было не всегда.

рождение республики

История Флоренции содержит немало драматичных моментов. Вытеснение язычества и трудности распространения христианства, распад Рима под натиском варваров, частые захватнические войны и передел территорий. Зарождение феодализма, раздробление городской общины на враждующие группировки, жестокие братоубийственные войны. Рождение в конце XII века Коммуны - новой государственной формы городского самоуправления знаменовало собой победу над изжившим себя феодализмом. Особую политическую роль играли в то время рыцари «вальвассоры», в дальнейшем пополнившие вместе с крестьянами из окрестных деревень ряды ремесленников и торговцев. Появление художественных и ремесленных цехов и гильдий, - важный этап истории, формирующий образ Флоренции. К 1192 году относится первое упоминание о суконном цехе - «купцы Калималы». Развивались также кожевенное, ювелирное, парфюмерное и другие ремесла. На пике торгового подъема открылся первый банк, а в 1252 году был отчеканен первый золотой флорин. Только в конце XIII века, после окончательной победы гвельфов (сторонников папы) над гибеллинами (сторонниками императора) флорентийская республика обрела относительную политическую стабильность, позволившую создать и сохранить до наших дней ее культурное наследие. Наступило время подлинного «цветения» Флоренции.

Вот как передает атмосферу того времени флорентийский поэт Гвидо, воспевающий в своих сонетах прелесть родного города:

«Красавиц обольстительные взоры,
Нарядных всадников блестящий строй,
Беседы о любви и птичьи хоры,
Корабль, бегущий по волне морской.
 

Прозрачность пред зарей, что вспыхнет скоро,
Снег, падающий тихо над землей,
Журчание ручья, лугов узоры.
Каменьев блеск в оправе золотой...»

золотые ворота в рай

Именно в те годы крупнейший архитектор своего времени Арнольфо ди Камбио заложил фундамент Собора Санта Мария дель Фьоре (Собор Святой Марии с цветком). И если Флоренцию называют цветущим сердцем Тосканы, то соборный комплекс - поистине сакральное сердце самой Флоренции.
Баптистерий (крестильная), посвященный покровителю города Иоанну Крестителю - самое древнее культовое сооружение Флоренции (его появление датируется V в. н.э.), однако внешняя мраморная облицовка и абсида (крыша) были сделаны 6-8 веков спустя. Вообще - реконструкции, перепланировки и технические усовершенствования были так типичны для средневековой Флоренции. Как будто каждый из вновь воссиявших талантов непременно хотел приложить руку к облику и без того сказочного города.
Восточная дверь Баптистерия, шедевр Лоренцо Гиберти, с легкой руки Микеланджело называют «золотыми воротами в рай». Десять резных фрагментов тончайшей работы мастера покрыты слоем позолоты и представляют собой десять библейских сюжетов. Кстати, отлитая копия «врат рая» украшает Казанский Собор в Санкт-Петербурге.
Строительство Собора растянулось на долгие 470(!) лет. Позже, в XV веке продолжали вноситься архитектурные усовершенствования: был возведен купол Брунеллески, - шедевр передовой инженерной мысли, фасад - облицован мрамором по рисунку Эмилио де Фабриса, перепроектирована и достроена колокольня Джотто. Длина Собора - 150 м, это третья в мире по величине христианская церковь (после соборов Св. Петра в Риме и Св. Павла в Лондоне). Но, конечно, не только грандиозные размеры привлекают к ней тысячи туристов. Кружевная резьба по мрамору, сплошь покрывающая фасады, бесчисленное количество выразительных деталей, рассматривать которые можно не один день, неповторимое богатство ракурсов, - все это делает Собор архитектурной доминантой всей Флоренции.

эпоха олигархов Медичи

Знаете ли Вы, что происхождение слова «олигарх» связано с историей средневековой Флоренции? Тогда оно еще не носило негативного оттенка, а было синонимом прогресса. В середине XV веке все богатство и власть сконцентрировались в руках нескольких семей, особое место среди которых занимала династия банкиров Медичи. Любопытно, что именно они считаются изобретателями безналичных платежей, - векселя, аккредитивы и дорожные чеки заменили долгие, утомительные и небезопасные перевозки сундуков с золотом из города в город. Но что несравненно важнее, их род, вошел в мировую историю, как эталон меценатства. Уникальное сочетание баснословного богатства, просвещенности и благородных устремлений позволило Медичи вкладывать нешуточные средства в развитие наук и искусств.
Основатель династии - Козимо Старший - велел разрушить многочисленные мрачные башни, беспорядочно заполонившие улицы Флоренции, и призвал горожан оставить вражду и жить мирно, развивая искусство и ремесла. Горожане вняли призывам влиятельного банкира. С тех пор на улицах Флоренции нет прежнего засилья оборонительных сооружений, а редкие сохранившиеся экземпляры лишь деликатно напоминают о трагичных моментах в истории. Козимо обладал необычайным дарованием прозорливости к молодым талантам и творческой интуицией. Он смог мирно соединить в эклектичный сплав различные художественные направления, господствовавшие в искусстве, избежав бессмысленного противостояния. Результат взаимного проникновения - новое прочтение классицизма, воплотившееся в работах Мазаччо и Донателло, Беато Анжелико и Филиппо Липпи.
Наследники Козимо - старший сын Пьеро и внук Лоренцо, прозванный Великолепным, собрали вокруг себя лучшие умы и ярчайшие таланты того времени. Это был период, когда меланхолия, навеваемая быстротечностью жизни и суетностью бытия, побуждала к поискам ярких ощущений, призванных скрасить земное существование, - эпоха, известная под именем Ренессанса, или Возрождения. Традиции гуманизма в литературе признавали величие человека (в противовес церковным догмам), наделяя его нравственными качествами, способностью активно мыслить и тонко чувствовать. Литераторы и философы Аньоло Полициано и Пико дела Мирандола, художники Сандро Боттичелли и Микеланджело Буонарроти жили при дворе властителей, даря миру свои гениальные произведения.
Лоренцо Великолепный не жалел денег на строительство роскошных дворцов и вилл. Он был человеком, «...который, не занимая никакого поста и не нося никакого титула, правил Флоренцией и сделал ее могущественной республикой, где процветали не только ремесло и торговля, но и искусство, литература, наука» (Ирвинг Стоун «Муки и радости»). Лоренцо стал создателем первой в Европе публичной библиотеки, собрав десятки тысяч рукописных и печатных книг. Его открытые коллекции живописи, рисунка и скульптуры вдохновляли и продолжают вдохновлять не одно поколение художников.

политика Макиавелли

Политические ухищрения, изобретенные еще одним знаменитым флорентинцем - Николо Макиавелли, помогли Козимо I, потомку семейства Медичи, найти общий язык с Францией и Испанией. Постулат «цель оправдывает средства», выдвинутый в его работе «Государь», оказался в XVI веке как нельзя более актуален. Захват города Сиены и получение титула Великого герцога Тосканского (в 1569 г.) ознаменовали новый счастливый виток в жизни Флоренции. Возникли знаменитые галереи Уффици и Палатина (во дворце Питти), имеющие в то время статус частных коллекций. Джорджо Вазари, придворный архитектор и живописец Козимо I, обессмертил свое имя не только как автор палаццо Питти и Уффици, но и как составитель драгоценной книги «Le Vite de'piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti» (Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих), проливающей свет на редкие факты и имена в истории итальянского искусства.
В тот период во Флоренции зародился новый музыкальный жанр - опера. Его родоначальниками были композиторы Якопо Пери, Джулио Каччини, Марко да Гальяно, Эмилио де Кавальери. Медичи, будучи покровителями не только искусств, но и наук, пригласили в свой город астронома из Пизы Галилео Галилея. Сторонник эмпирического метода исследования, он отрыл законы движения Земли, заложившие основу всей современной техники, включая космическую.
Но всему когда-то приходит конец, политика бессильна против кровосмесительных браков, и в 1743 году клан Медичи угас навсегда, уступив место австрийскому семейству Лоренов - герцогам Лотарингским, удержавшим власть до середины XIX века. Однако культурные традиции Флоренции были сохранены и приумножены и во время их правления. Ни одна картина из галерей и дворцов, ни один экспонат коллекций, ни одна книга из библиотеки не покинули города. А произошло это благодаря неординарной женщине - последней представительницы династии Медичи. Имя ее - Анна-Мария-Луиза. Быть может, оно не столь широко известно и затерялось среди ярких и громких титулов ее предков, но ее деяния сохранили то, что было достигнуто в течение трехвекового правления династии Медичи. Именно она, передавая трон австрийскому клану, поставила обязательным условием сохранение всех частных коллекций в городе. В квартале Сан Лоренцо, ныне самом оживленном открытом рынке города, недалеко от фамильной усыпальницы Медичи, среди ярких палаток и шумных толп, стоит скромная скульптура женщины с точеным профилем и высокой прической. Женщины, благодаря которой Флоренция и поныне остается культурной сокровищницей Европы.

культовые места

Помимо вышеупомянутого Собора Санта Мария дель Фьоре, есть еще несколько мест, посетить которые «дело чести» для любого путешественника. Среди них - площадь Синьории («синьория» - правительство флорентийской республики). Здесь разворачивались эпохальные исторические события: от мятежей и публичных казней до торжественных церемоний и пышных празднеств. С тех пор площадь Синьории остается политическим центром Флоренции и одновременно - прекрасным музеем под открытым небом. Где еще можно встретить такое количество грандиозных скульптур средневековых мастеров? В знаменитой Лоджии Ланци - статуи мифологических героев: «Геркулес и Кентавр», «Похищение сабинянок» Джамболонья, «Персей с головой Медузы» Челлини, «Похищение Поликсены» Пио Феди и другие. Вход во Дворец Веккио с двух сторон окружают «Геркулес» Бандинелли и копия «Давида» Микеланджело (оригинал, как известно, хранится в Академии изящных искусств). А если заглянуть за постамент Геркулеса, на неприметном камне можно разглядеть выцарапанный портрет, по легенде принадлежащий руке Микеланджело.
Палаццо Веккио (Старый Дворец) с почти стометровой сторожевой башней Арнольфо - вневременный символ флорентийской Коммуны. Над башенными часами - окошко камеры, служившей тюрьмой для августейших особ. В шутку ее называют «альбергетто» (приют). В ней в свое время «гостили» Козимо Старший и доминиканский монах Савонарола - поборник папского морализма. Под зубчатыми арками балюстрады - гербы знатных флорентийских фамилий.
Свернув направо от входа во Дворец Веккио, оказываешься у стен Дворца Уффици, в котором расположена одна из богатейших художественных галерей мира. Соперничает с ней за внимание ценителей прекрасного галерея Палатина (во дворце Питти, сразу за старым мостом), очередь в которую не в пример короче, а экспозиция ничуть не уступает главной галереи Флоренции. Короткий отрезок пути до реки Арно заканчивается панорамой Старого моста - Понте Веккио. Это единственный мост Флоренции, уцелевший во время Второй Мировой войны. Он пересекает бурные желтые воды Арно в самом узком месте (первые деревянные мосты постоянно разрушались наводнениями). Понте Веккио необычайно живописен с набережной Арно. Особенно в предзакатные часы, когда его древние замшелые камни, старинные арки, пестрые соты ювелирных мастерских вместе с коридором Вазари отражаются в речной глади.

русские во Флоренции

Любопытно отследить присутствие «русского следа» во Флоренции. Первая официальная делегация русских во главе с Митрополитом Московским Исидором была приглашена на заседание Флорентийского Вселенского Собора в 1439 году. Вот как описывает свои впечатления безымянный участник миссии: «Тои же славны град Флоренза велик зело; божници в нем красивы зело и велици, и палаты в нем устроены белым камнем, вельми высоки и хитры. И посреди города того течет река велика и быстра вельми, именем Рна; и устроен на реце тои мост камен, широк вельми, и с обе стороны моста устроены палаты...»
Русская Община во Флоренции всегда была немногочисленна, но элитарна. Здесь жили аристократы Демидовы, Бутурлины, Уваровы, Мусины-Пушкины, Олсуфьевы и другие. Герб династии Демидовых украшает стену Собора Санта Мария дель Фиоре, в память о меценатских пожертвованиях, внесших ощутимую лепту в строительство храма-долгостроя. Николай Демидов щедро жертвовал и на другие нужды города. Благодарные флорентинцы избрали русского дворянина почетным гражданином города, назвав его именем площадь. Во Флоренции творили Достоевский и Чайковский, - мемориальные доски с их именами украшают дома, где они жили. В разные времена здесь бывали Фонвизин и Герцен, Бердяев и Блок, Ахматова, Гумилев и Тарковский.
На стыке XIX-XX веков на Виа Леоне Дечимо силами Русской Общины была построена Православная церковь, которая считается красивейшим православным храмом Европы за пределами Россииосси.
А по-настоящему «открыл» для русских Флоренцию наш земляк, Павел Павлович Муратов, уроженец города Боброва Воронежской губернии, - автор тонкой и глубокой книги «Образы Италии». Он, круто изменив предначертанную ему жизнь, отказавшись от карьеры инженера, своим талантом и безупречным вкусом завоевал особое место в русской культуре Серебряного века. «...В ее воздухе легче и чище сгорает сердце, счастье любого здесь - благороднее, страдание - прекраснее, разлука - сладостнее...» - его слова о горячо любимой Флоренции...

Ну а что сегодня? Сегодня наши соотечественники составляют достаточно внушительную часть гостей Тосканской столицы. Одни, ошеломленные культурным изобилием, впадают в «синдром Флоренции» по Вайлю, то есть борются с культурным шоком «оттопыренной губой и усталым взглядом», дескать «Видали!». Другие демонстрируют удивительное родство с исконными флорентийскими купцами по части страсти к барочному изобилию, пышным формам, роскоши и прочим гедонистическим ощущениям. В ювелирных мастерских Понте Веккио, в антикварных салонах квартала Борго Оньиссанти, в прохладных тратториях и винных бутиках вы непременно услышите русскую речь. Третьи, задрав голову к куполу, или щурясь в объектив камеры, или сидя на теплых булыжных пьяцеттах с карандашом в руке, пытаются разгадать и запечатлеть непостижимую тайну «цветущего города»... Все мы разные. И только Флоренция - одна на всех, и для каждого - своя.

 

(опубликовано в газете "Время культуры" №7 январь, 2011)

Вернуться к началу

Фотогалерея

Поделиться и обсудить: