– Алёна Станиславовна, с компанией «Амиталь» Вас связывают давние отношения. Расскажите, когда и с чего всё началось?
– Началось всё – страшно сказать! – лет 30 назад. Я пришла в подвальчик на Театральной и сразу же влюбилась в книжную лавку с загадочным названием «Амиталь». Это было моё первое знакомство с компанией в качестве книголюба-читателя. То были времена отмены книжной цензуры, рынок переживал небывалый подъём. И первой ласточкой в нашем городе стал «Амиталь».
Много позже, в 2013 году мы познакомились с Татьяной Петровной Лариной в Москве, на Книжной выставке ВДНХ, на Круглом столе, посвящённом независимым книжным. В тот же год «Амиталь» взялся продавать мою дебютную книгу. Это был смелый шаг, продиктованный в первую очередь нацеленностью компании на создание культурно-образовательной среды вокруг продажи книг. Последующие годы подтвердили верность решения. «Амиталь на Пушкинской» для меня – эталон современного книжного магазина. Не случайно уже который год подряд он завоёвывает звание «Лучший региональный книжный магазин».
За плечами – шесть лет сотрудничества, три книжных турне, разнообразные совместные проекты. Я очень признательна книготорговой сети «Амиталь». Именно благодаря ей я обрела своих первых читателей.
– Минувшее книжное турне стало третьим по счёту. Что Вы ждали от него и оправдались ли Ваши ожидания?
– В целом результаты турне ожидаемы и предсказуемы. Самая большая радость, когда видишь, что на встречи приходят люди, которые тебя уже знают, читают, знакомы с твоим творчеством. В то же время аудитория расширяется, появляются новые лица. В поездках я познакомилась не только с новыми читателями, но и с коллегами-литераторами.
Из неожиданного – невероятно тёплое, человеческое отношение. На встречах мне дарили милые подарки вроде баночки мёда, варенья, шоколадки, сувениры. Всё это трогает и наполняет поездки душевным теплом.
– Каковы отличия книжных магазинов «Амиталь» в разных городах Черноземья?
– Каких-то принципиальных отличий нет. Наоборот «Амиталь» старается поддерживать свой формат во всех городах. Человеческий фактор, безусловно, имеет значение – и здесь хотелось бы отметить директора курского магазина Лилию Родионову – тот случай, когда профессиональные компетенции дополняются человеческими качествами.
Региональным филиалам есть на кого равняться – это воронежский «Амиталь на Пушкинской». Необходимо превращать магазины в книжные клубы, места общения по интересам – без этого сегодня не сохранить традиционную книгу. Надеюсь, мои творческие встречи вносят свою лепту в формирование новых традиций.
– В чём преимущество прямого сотрудничества между автором и книжной сетью?
– Прежде всего, это обратная связь с читателями. Никакие виртуальные отзывы, on-line переписки не заменят радости полнокровного живого общения. Иногда глаза, жесты, эмоции говорят много больше слов.
Немаловажным преимуществом прямого сотрудничества с книжной сетью является финансовая прозрачность и участие в управлении продажами. Плюс информационное взаимодействие – мы соединяем ресурсы: посетители книжного становятся моими читателями, мои читатели – посетителями и покупателями книжного магазина. Мы занимаемся общим делом: сохраняем любовь к чтению, любовь к книгам.
– Насколько жив и активен литературный процесс в регионах? Есть ли он вообще там?
– Литературный процесс – это мы с вами. Каждый из нас. Рассуждать на тему: есть ли литературный процесс в регионах или его нет? – мне кажется, это не моё дело. Как я говорю, «действуем в предложенных обстоятельствах». Например, в Белгороде встретились с местными литераторами, поговорили, обсудили насущное, родились идеи, потом пообщалась с читателями, ответила на вопросы, дала пару советов начинающему прозаику – это и есть литературный процесс. А если сидеть и ждать – он никогда не будет достаточно активным. Мы сами придаём ему активность – и читатели, и авторы.
– Давайте поговорим о новой книге «Хождение по Млечному пути», которую Вы представляли в турне. О чём она? Кому адресована?
– «Хождение по Млечному пути» – это вторая книга серии «Любимые», выпущенной издательством «Вече». Название серии подразумевает, что речь пойдёт о любви. Но какой? – любовь бывает разной. И в повести, давшей название книге, и в рассказах отображены разные лики любви: любовь-мечта, любовь-память, любовь-сострадание, любовь-прощение... В книге представлены судьбы наших современников, в основном, конечно, современниц – соседок, коллег, подруг, сестёр. Женщина на перепутье, на краю пропасти, на пороге перемен. Мужчины тоже присутствуют! Сюжеты не привязаны к географическим координатам: действие разворачивается на испанских дорогах и в русской глубинке, в городах и сёлах, на перевалах и в монастырях, больницах и роскошных особняках. Но книгу нельзя отнести к женской прозе. Она адресована всем вдумчивым читателям, которые не ждут готовых ответов, а предпочитают самостоятельно доходить до сути вещей.
– Почему у новой книги старое название? Ведь первая Ваша книга называлась именно так?
– Да. «Хождение по Млечному пути» – моя первая повесть, дебют в литературе. Промо-тираж вышел в 2014 году и разошёлся главным образом по Центрально-Черноземному региону через книготорговую сеть «Амиталь». Издательство «Вече», выпустившее новую книгу в серии «Любимые», решило сохранить старое название, но теперь книга доступна по всей России. Помимо повести в новой редакции сюда вошли несколько рассказов из цикла «Люди». Сборник представлен в крупных книготорговых сетях и интернет-магазинах, и я надеюсь, что число моих читателей возрастёт. Но главные продажи идут сейчас через «родную» сеть «Амиталь». И это неудивительно!
– Алёна Станиславовна, недавно Вы приняли участие в международной конференции «Книга в современном цифровом мире» и выбрали для выступления достаточно провокационную тему: «Издатель – мост между автором и читателем или лишнее звено?». Прокомментируйте, пожалуйста.
– Дело в том, что выпуск книги в издательстве сегодня вовсе не означает, что она дойдёт до читателя. Чтобы книга была куплена и прочитана – необходимо приложить серьёзные усилия, и все они ложатся в основном на плечи автора. Продвижение – самая затратная и рискованная часть расходов. Издательства предпочитают не рисковать и иметь дело с раскрученными именами, медийными персонами, готовыми «звёздами». Как вы понимаете, путь новым авторам в этой ситуации закрыт, будь они хоть трижды Чеховы, Толстые или Гоголи. При этом у автора нет ни рычагов, ни ресурсов влиять на распространение своей книги кроме как лично участвовать в этом. Основные продажи происходят во время презентаций и творческих встреч. Функции издательства сводятся к печати тиража и заброске его по каналам сбыта. Но повторюсь, дистрибуция без продвижения – это «русская рулетка», только наоборот: все хотят, чтобы «выстрелило». А если нет – «крайним» становится автор и его книга. Я убеждена, что издательство будущего вырастет не от производства, не от типографии, а от коммуникации, от места встреч писателя и читателя. И в этой связи вижу большой потенциал сотрудничества независимых книготорговых сетей и независимых авторов. Мой личный опыт и опыт моих коллег подтверждает это.
– Многие эксперты предрекают тотальную победу цифровых технологий. Какой Вы видите судьбу традиционной печатной книги?
– Цифровые технологии – реалии сегодняшнего дня. Глупо отрицать их значение в нашей жизни. Электронные библиотеки имеют массу преимуществ. Электронные средства связи удобны и мобильны. Литературные журналы уходят в интернет. Дистанционное общение, вебинары, on-line конференции, присутствие в общем информационном пространстве – всё это очень важно. У меня есть авторский сайт «Своя дорога» – своего рода визитка, позволяющая читателям узнать обо мне и моём творчестве. Но следует помнить: цифровые технологии – всего лишь инструмент. Живое общение человека с человеком, человека с книгой не заменит ничто.
Книга – не предмет первой необходимости. В этом её слабость и её сила. Традиционную печатную книгу сегодня могут позволить себе не все. Как и не все могут себе позволить послушать живую музыку, не через экран, а вживую полюбоваться океаном, звёздным небом или пламенем костра. В конце концом, это вопрос приоритетов. Кого-то устроит эрзац, а кого-то – только подлинник! Я убеждена, что традиционная книга вечна, как и неизбывна потребность человека в живом общении.
Раиса Васильева
(в журнале "Книжная индустрия" №3/171 (апрель), 2020
и на сайте "Амиталь" от 10.03.2020)